Возрастная макулярная дегенерация

Возрастная макулярная дегенерация (ВМД) - одно из самых сложных для лечения заболеваний глаз. На сегодняшний день ни один из предлагаемых способов лечения данной патологии не является достаточно эффективным.

Что такое макула?

Макула – это центральная часть светочувствительного слоя глаза – сетчатки. Для зрения макула очень важна, за счет нее мы видим предметы, находящиеся непосредственно перед нашими глазами, т.е. с помощью макулы мы читаем и пишем. Также макула дает нам возможность различать цвета.

Макулодистрофия сетчатки

Макула состоит из нежных, светочувствительных клеток. В результате некоторых процессов эти клетки могут повреждаться, такое состояние называется «макулодистрофия сетчатки».

Выделяют две формы: «влажную» и «сухую»

«Сухая» макулодистрофия сетчатки встречается чаще. Она развивается очень медленно, вызывая потерю центрального поля зрения.

«Влажная» макулодистрофия встречается примерно в 10%. Причина ее развития - образование новых кровеносных сосудов за сетчаткой (такой процесс называется «неоваскуляризацией»). Новые сосуды получаются хрупкими и проницаемыми для крови, а это ведет к появлению кровоизлияний, образованию соединительной ткани и, в итоге – к потере зрения. «Влажная» макулодистрофия развивается быстро, на ранних стадиях ее можно лечить.

'' ''

Обычно макулодистрофия сетчатки поражает оба глаза, но часто один глаз начинает терять зрение намного раньше другого – в таком случае пациент может не заметить начало болезни сразу, т.к. один глаз компенсирует потерю функции второго.

Макулодистрофия является одним из распространенных заболеваний у пожилых людей , значительно ухудшающих зрение и качество жизни человека. Возраст больных, страдающих ВМД, колеблется от 45 до 80 лет. При этом число пациентов, страдающих ВМД,  неуклонно растет. Частое вовлечение в процесс парного глаза является причиной инвалидизации данного контингента больных .   Проблема эффективного метода лечения ВМД, ее влажной формы является актуальной во всем мире. В среднем через 6 лет от начала заболевания больше половины больных становятся практически слепыми на оба глаза. Значительная потеря центрального зрения резко снижает качество жизни пациента, возникают трудности со чтением, передвижением, узнаванием лиц. Человек становится зависимым от других людей. Особенно это актуально для одиноких людей.

Что вызывает макулодистрофию?

В настоящее время точная причина малокудистрофии неизвестна.

Факторы, которые повышают риск развития макулодистрофии

• Возраст – макулодистрофия чаще встречается у пожилых людей .
  • Пол – женщины страдают макулодистрофией чаще мужчин.
  • Наследственность – в настоящее время известно несколько генов, которые передаются из поколение в поколение в семьях и могут влиять на развитие макулодистрофии.
  • Курение – в нескольких исследованиях было показано, что курение способствует развитию макулодистрофии. Если человек бросает курить, риск постепенно снижается..
  • Солнечный свет и ультрафиолет – специалисты считают, что солнечный свет повреждает сетчатку.
  • Питание – некоторые витамины и микроэлементы оказывают защитное действие и замедляют или предотвращают развитие макулодистрофии.

Людям, которые находятся в группе риска, нужно постоянно проверяться у врача, чтобы обнаружить какие-либо изменения в раннем периоде заболевания.

Симптомы макулодистрофии

На ранних стадиях макулодистрофия пациенты отмечают ухудшение центрального зрения, предметы выглядят искаженно, а прямые линии кажутся изогнутыми. Развитие симптомов может быть постепенным - в течение нескольких месяцев или быстрым. Иногда появляется резкая чувствительность к свету.

На поздних стадиях больные жалуются на черное пятно в центральной части поля зрения, затрудняющее чтение, вождение автомобиля и работу с мелкими предметами.

Как диагностируется макулодистрофия?

Обычно диагноз трудностей не представляет, т.к. симптомы достаточно характеры. Для подтверждение диагноза офтальмологи проводят осмотр глазного дна, определение полей зрения, определение остроты зрения, флюоресцентную ангиографию, оптическую когерентную томографию и тест с решеткой Амслера.

Для самостоятельной диагностики можете воспользоваться решеткой Амслера.

Как пользоваться решеткой Амслера

• Если обычно носите очки – наденьте их
  • Закройте один глаз
  • Пристально смотрите на центральную точку с расстояния вытянутой руки
  • Продолжая, не отрываясь смотреть на центральную точку, медленно приближайте лицо к монитору (обычно на расстоянии 20-30 см). Во время приближения взгляд от центральной точки не отрывайте!
  • Если окружающие центральную точку линии выглядят изогнутыми, возможно Вы страдаете макулодистрофией.

Решетка Амслера в норме

Так может видеть решетку Амслера
больной с макулодистрофией

К сожалению, если линии выглядят прямыми, это не означает, что макулодистрофии у Вас нет. Окончательный ответ можно дать только после офтальмологического осмотра.

Чем раньше проводится диагностика макулодистрофии, тем лучше, т.к. это поможет предотвратить потерю зрения, а также снизить риск возможных осложнений.

Лечение

В настоящее время весь мир работает над поиском эффективного метода лечения данной патологии. На сегодняшний момент существуют несколько вариантов лечения:

1.лазерное лечение

2.транспупиллярная термотерапия

3.фотодинамическая терапия с препаратом «Визудин»

4.химиотерапия ингибиторами сосудистого эндотелиального фактора роста в офтальмологии.

К сожалению ни один из них не является достаточно эффективным.

В нашей клинике разработаны новые методы лечения данной патологии. Результаты лечения докладывались на мировых конференциях.

Профилактика

• Соблюдайте правильную диету – много фруктов и овощей, особенно листовых (капуста, шпинат). Принимайте поливитамины с добавками микроэлементов.
  • Пользуйтесь темными очками с защитой от ультрафиолета, если долго находитесь на ярком солнце
  • Бросайте курить. Отказ от табака не только поможет зрению, но и благоприятно воздействует на сердце, мозг и легкие и снижает риск развития рака.
  • Соблюдайте гигиену чтения: хорошее освещение, крупный текст, галогеновые лампы.

Прогноз

К сожалению, макулодистрофия со временем может появиться вновь, несмотря на успешное ее лечение. Людям с повышенным риском следует проходить регулярное обследование у врача-офтальмолога. Различные процедуры могут значительно замедлить или остановить прогрессирование заболевания.